Сайт учителя-логопеда

МКДОУ № 6 г. Миньяра 

Башиной Елены Борисовны

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [83]
Картотеки [0]
Все для родителей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 10
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Мои файлы

Консультация для родителей
[ Скачать с сервера (25.0 Kb) ] 13.10.2022, 11:40

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»                                                                                                                              С каждым годом увеличивается количество детей дошкольного возраста, отличающихся недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания, вследствие чего дети часто не могут сформулировать ответ полным предложением и четко выразить свои мысли. Многие дети волнуются, говорят невнятно, не знают, как объяснить, что им нужно сделать. Поэтому необходимо как можно раньше обратить внимание на связную речь детей и начать работу по развитию навыков построения полного предложения, а в последующем формировать и развивать умения вначале с помощью педагога, а затем и самостоятельно пересказывать тексты по наводящим вопросам и плану, составлять распространенные предложения по картинке и серии картин, правильно выстраивать последовательность передаваемого сюжета.По результатам диагностики уровня сформированности данного навыкау детей можно отметить следующие недостатки:связные высказывания короткие; отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста; состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных междусобой; уровень информативности высказывания очень низкий.Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениямиот пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов позаданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка поданному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их всвязные речевые высказывания.Одним из способов планирования связного высказывания может служить

ПРИЕМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ.Использование приема наглядного моделирования даетвозможность:самостоятельного анализа ситуации или объекта; развития децентрации (умения менять точку отсчета); развития замыслов-идей будущего продукта.В процессе обучения связной описательной речи моделирование служитсредством планирования высказывания.Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:пересказ;составление рассказов по картине и серии картин;описательный рассказ творческий рассказ.

                           ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕЛИ

В ходе использования приема наглядного моделирования детизнакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью.В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступатьсимволы разнообразного характера:геометрические фигуры;символические изображения предметов (условные обозначения,силуэты, контуры, пиктограммы);планы и условные обозначения, используемые в них;контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многиедругие.В качестве символов-заместителей на начальном этапе работыиспользуются геометрические фигуры, своей формой и цветомнапоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник –елочка, серый кружок – мышонок и т.п. На последующих этапах детивыбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случаеони ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый,трусливый и т. п.).Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине могутслужить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих накартине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвеннымпризнакам.В качестве символов – заместителей при моделировании творческихрассказов используются: предметные картинки; силуэтные изображения; геометрические фигуры.Наглядная модель высказывания выступает в роли плана,обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.Опыт работы с детьми, имеющими нарушения речи, позволил выделитьнекоторые эффективные приемы наглядного моделирования связноговысказывания, применение которых повышает интерес детей к данному видудеятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекцииречи дошкольников.

                                               ПЕРЕСКАЗ

Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанноготекста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемойсоставить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.Работа по развитию навыка пересказа предполагает формированиеследующих умений: усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи иосновные атрибуты художественного произведения заместителями; формирование умения передавать события при помощи заместителей(предметное моделирование);передача последовательности эпизодов в соответствие срасположением заместителей,и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа “Репка”,“Колобок” и т.п. Для того чтобы научить ребенка последовательно излагатьсюжет сказки используются наглядные модели сказки. На первых порах детиучатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки логопедом.Например, логопед рассказывает детям сказку “Репка”, а дети постепенновыставляют символы-заместители героев сказки. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту сказки, который звучит в данный момент.Элементами модели могут стать картинки с изображением персонажейсказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтныеизображения или геометрические фигуры). Постепенно дети от простогоманипулирования элементами модели переходят к составлениюпространственной динамичной модели, которая непосредственно служитпланом пересказа.

                           РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ  КАРТИНЕ

Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказовпо сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенкаумения выделить основные действующие лица или объекты картины,проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенностикомпозиционного фона картины, а также умение додумать причинывозникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, ипоследствия ее – то есть конец рассказа.На практике “рассказы”, самостоятельно составленные детьми – это, восновном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыкарассказывания по картине состоит из 3-х этапов:выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины; определение взаимосвязи между ними; объединение фрагментов в единый сюжет.Поднялась как-то у Солнышка температура. Отправилось оно к врачу, апо дороге своими горячими лучами все задевало. Коснулось Солнышкоснеговой тучки, и превратилась она в белое пушистое облачко. ЗаделоСолнышко сосульки на крыше, и закапали с них капельки, звонко зазвенеликапели. Попал луч в снеговой сугроб, и появилась на этом месте проталинка.Коснулось солнышко ветки дерева, и из набухших почек показались первыелистики. А когда луч солнца дотронулся до птицы, она запела веселую песню.Оглянулось Солнышко вокруг-а вместо зимы наступила на земле ВЕСНА.В качестве элементов модели выступают, соответственно, картинки –фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины и  схематические изображения фрагментов картины.Схематичные изображения являются также элементами наглядных моделей, являющихся планом рассказов по серии картин.Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в моделипересказов и рассказов включаются творческие элементы – ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т.п., а затем составить рассказ с учетом этих изменений.

                   

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Елена
Просмотров: 94 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz