Звуковой анализ слова
В развитии речи детей дошкольного возраста огромное значение придается формированию фонематического слуха. Фонематический слух является базой для появления, становления и совершенствования речи ребенка. Чем лучше сформирован фонематический слух, тем совершеннее речь ребенка.
Фонематический слух – это способность различать звуки речи.
Фонематический слух опережает в своем развитии самостоятельную речь ребенка и является фактором, благодаря которому неправильное произношение доводится до нормы.
Ребенок с хорошо развитым фонематическим слухом способен:
- опознать звук в речевом потоке;
- различать слова, состоящие из одних и тех же звуков, расположенных в определенной последовательности (насос, сосна);
- понимать значение слов, отличающихся одним звуком (мишка – миска).
Развитый фонематический слух важен не только на этапе формирования устной речи ребенка. Высокий уровень его развития необходим при овладении письменной формой речи (чтением и письмом). Он является залогом последующей грамотности ребенка.
Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского произношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.
Звуковой анализ требует специального планомерного обучения.
Звуковой анализ – это:
- определение порядка звуков в слове;
- выделение отдельных звуков;
- различение звуков по их качественным характеристикам (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий - глухой).
Чтобы родителям было легче помогать своим детям необходимо вспомнить теорию русского языка.
В русском языке 10 гласных букв (А,О,У,Э,Ы,И,Я,Е,Ё,Ю),
21 согласная буква (Б,В,Г,Д,Ж,З,Й,К,Л,М,Н,П,Р,С,Т,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ) и еще особенные буквы – это Ь и Ъ.
Теперь разберемся со звуками. И поможет нам в этом очень простая схема
Согласные звуки в свою очередь делятся на твердые и мягкие. Например: трон – тронь . Мягкость согласного звука обозначается значком:’
Стало быть, в слове трон [н]- твердый согласный звук, а в слове тронь [н’] – мягкий.
Звуки [ж],[ ш], [ц] – всегда твердые, звуки [й], [ч], [щ] – всегда мягкие. Все остальные согласные звуки могут быть как твердыми, так и мягкими: [б-б’], [р-р’] и так далее.
Фонетический анализ слов (характеристика каждого звука) вовсе не имеет в виду их чтение или написание. Ребенок разбирает слова на слух. Схемы разбора можно рисовать кружками и раскрашивать, выкладывать из разноцветных квадратиков или кружков (для этой цели хорошо подходят пробки для пластиковых бутылок красного, синего и зеленого цветов).
Условные обозначения звуков и схема их разбора:
Красный цвет – обозначает гласный звук
Синий – согласный твердый звук
Зеленый цвет – согласный мягкий звук
Соответственно, слово лес схематически будет выглядеть так:
|