1Что нужно знать о речевом негативизме В последнее время заметно увеличилось количество детей, которые не говорят в 2-3 года. Родители начинают замечать, что их ребѐнок отстает от сверстников в речевом развитии. В детском саду педагоги также постоянно говорят о том, что малыш плохо говорит. Часто родители приходят к выводу, что ребѐнок ленится. А если он ленится, то нужно активно заниматься и изгонять эту лень. Ответственные родители с самыми лучшими намерениями начинают усиливать речевую нагрузку, настойчиво и постоянно просить неговорящего малыша повторять за ними слова. А ребѐнок тем временем выдает им совершенно другую реакцию: · в ответ на вопросы отворачивается, опускает голову, может убежать или заплакать; · делает вид, что не слышит; · использует в основном жесты; · закрывает уши, когда ему читают; · проявляет агрессию при чтении: может закрывать читающему рот, бросать или рвать книжки. Подобные проявления являются признаками речевого негативизма. Что нужно предпринять, если сложилась такая ситуация? 1. Сходить на консультацию к логопеду. 2. Исключить слова-просьбы: «скажи», «повтори», «неправильно» и т.п. 3. Играть с ребѐнком в простые игры в непринуждѐнной форме. Игры должны быть непродолжительными (3-5 минут), т.к. малыш не может долго концентрировать внимание. Важно подбирать игры, опираясь на предпочтения ребѐнка. Он должен хотеть играть в них. Например: «Смотри малыш, это киса. Киса мяукает: мяу-мяу» или «А где наша ляля? Ляля идѐт: топ-топ». 4. Во время игры оречевлять каждое свое действие и действие ребѐнка, но не просить повторить. Очень хорошо в процессе игры использовать диалог. Не просто постоянно называть предметы и действия, а задавать ребѐнку вопросы, делать паузы, давая ему понять, что он должен отреагировать, что пришла его очередь. Если малыш, в силу своих речевых возможностей, пока не может ответить, выдержав паузу, нужно ответить на свой вопрос самим. 5. Говорить с малышом кратко, понятно: предложениями, состоящими из 2-3 слов. 6. Исключить электронную речь (гаджеты, говорящие игрушки). 7. Искренне хвалить ребѐнка за каждое достижение. Самая главная наша задача – вызвать у ребѐнка желание говорить |