Сайт учителя-логопеда

МКДОУ № 6 г. Миньяра 

Башиной Елены Борисовны

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [29]
Консультации [0]
Все для родителей [210]
Все для родителей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 10
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Доклад на тему: «Развитие связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи».

1

Доклад на тему:

«Развитие связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи».

 

   Основная задача логопедического воздействия на детей с тяжелыми нарушениями речи – научить их связно и последовательно грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения с взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.

   В современных психологических и методических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе.

   Проблемой развития связного высказывания занимались л.С. Выготский, С.Л. Рубенштейн, Н.И. Жинкин, А.А. Леотьев, Т.А. Ладыженской, Воробьева В.К., Глухов В.П., Ткаченко Т.А., Филичева т.Б.,  Ефименкова Л.Н. и многие другие.

   В специальной литературе представлены направления по развитию речи у детей: обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов, разучивания стихотворений, отгадывание загадок и др.

    Ткаченко Т.А. в календарном плане логопедических занятий по коррекции общего недоразвития речи у детей изложила этапы обучения детей связным монологическим высказываниям:

- воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемым действиям;

-составление рассказа по следам продемонстрированных действий;

-пересказ текста с использованием магнитной доски;

- пересказ текста с использованием серии сложенных картин;

- составление рассказа по серии сложных картин;

- пересказ текста с использованием по одной сложной картине;

- составление описательных и сравнительных рассказов с использованием вспомогательных средств.

   Связная речь - смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающих общение и взаимопонимание людей. Развитие связной речи – одна из главных задач логопедического детского сада. Формирование связной речи, изменение ее  функций является следствием усложняющейся деятельности ребенка и зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими.

   Обучение детей связной речи имеет большое значение для их всестороннего развития и воспитания. Умение свободно владеть устной речью К.Д.Ушинский считал одной из важных задач развития речи детей. Это умение тесно связано с общим умственным развитием у детей, с развитием их логического и образного мышления.

   В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет), уметь отбирать основные свойства и качество его.

   Мы подобрали задания для развития связного высказывания, придерживаясь, правила, что связная речь должна строиться произвольно, должна планироваться, должны намечаться вехи, по которым будет развертываться рассказ. Формирование этих способностей в простых формах связной речи служит основой перехода к более сложным ее формам.

   Наши наблюдения и практический опыт показали, что методы развития речи, применяемые в дошкольных учреждениях обычного типа, не могут быть полностью перенесены в логопедическую практику специального детского сада, где логопедическая работа отличается значительным своеобразием в связи с нарушениями развития речи детей.

   Результаты обследования позволяют выявить не только недостатки в связной речи детей, но и возможности ее формирования. Коррекционная работа проводится в соответствии с принципом взаимосвязанного формирования фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка.

   Упражнения в составлении предложений по демонстрации действий, по картине формируют у детей умение связно рассказывать об увиденном. Постепенно эти сообщения принимают форму небольшого рассказа. При этом вопросы мы строили так, чтобы в своих ответах дети употребляли ранее усвоенные формы. При обучении составлению простых рассказов - описаний (игрушек или предметов) мы использовали сравнения. Сравнивая предметы, логопед  вопросами направляет внимание детей на выделение признаков величины, цвета, назначения предмета. После этого предлагается образец рассказа описания одного из сравниваемых предметов. Дети повторяют этот рассказ. На последующих занятиях мы работали над планом, по которому дети самостоятельно составляют рассказ.

   Филичева Т.Б. и другие предлагают следующую методику обучения составлению описательного рассказа.

   Это работа занимает большое место в общей системе логопедических занятий и проводится в соответствии с индивидуальными речевыми, возрастными – и психологическими особенностями у детей. Учитывая сниженную речевую активность детей, отсутствие эмоциональности, бедность их воображения, утомляемость, недостаточную переключаемость, частоту отсутствия целенаправленного внимания, сравнение.

   Первые небольшие самостоятельные рассказы детей должны быть связаны со знакомой наглядной ситуацией, когда выполняемые действия проговариваются сначала логопедом (как образец), а потом самими детьми. В процессе этой работы у детей воспитывается внимание к речи взрослого, умение точно в нужной последовательности описать производимые действия.

   Например, сначала логопед дает задания: «Подойди к столу, возьми красный карандаш». Обращаясь к детям, он спрашивает: «Что Коля сделал?» - «Коля подошел к столу и взял красный карандаш».

   Постепенно задания усложняются, например:  «Подойди к столу, возьми три черных карандаша, открой ящик стола, и убери все карандаши в ящик». Дети должны запомнить все действия, их последовательность и точно передать их речевое оформление. При этом, когда один ребенок рассказывает, все внимательно слушают его рассказ, отмечая и исправляя его ошибки и отдельные неточности.

   Последние задания несут в себе элемент возрастающей трудности. Например, дети не слышат указания логопеда, слышит их только водящий, и он, молча, выполняет ряд инструкций. Все дети внимательно следят, что он делает сначала, а что потом. Затем дети подробно и последовательно рассказывают о тех действиях, которые выполнил водящий. Процессу обучения детей различным видам рассказов-описаний предшествует работа по сравнению предметов.

   К.Д. Ушинский писал, что сравнение является основой понимания и мышления, что мир познается через сравнение. Сравнение активизирует мысль детей, направляет внимание на отличительные и сходные признаки предметов, способствует повышению речевой активности. К.Д. Ушинский указал, что как только ребенок познакомится с 2-3-мя новыми предметами, их сразу же надо начинать сравнивать.

   Во время такого занятия сравниваемые предметы (или картинки, каждая из которых в отдельности были разобраны с детьми заранее), находятся обязательно перед глазами. Сначала дети должны определять различие между предметами по их характерным признакам, т.к. для дошкольника эта задача более легкая, а затем переходят к вербализации общих признаков.

   «За сравниванием предмета должно следовать описание предмета, извлекаемое из сравнения», - писал К.Д.Ушинский. Обучение составлению рассказов – описаний занимает важное место в логопедической работе с детьми, имеющими недоразвитие речи. К этому времени у детей не только должен быть расширен активный словарь, но и закреплены навыки точного и правильного его использования. На первых занятиях обязательным является описание предметов, данных как образец логопедом. А затем такими образцами будут лучшие рассказы самих детей. Каждому такому рассказу предшествует вопросный опорный план, данный логопедом.

Наиболее интересной для нас является методика обучения составлению описательного рассказа, разработанного Л.Н. Ефименковой. Согласно этой методике детей учат переходить от простого к более сложному умению описывать предмет по форме, по цвету, потом по форме и цвету, используя при этом схему.

   Проблемой развития связной речи занимается Ткаченко Т.А.. Она пришла к выводу, что по проблемным сюжетным картинкам детям легче составлять рассказы. Также Ткаченко Т.А. сформулировала коррекционно-развивающие задачи обучения при развитии связной речи; воспитание интереса к публичному рассказыванию, формирование навыков составления репродуктивных  (заучивание, пересказ) и самостоятельных рассказов, повествовательного, описательного и объяснительного характера с использованием различной наглядности (игрушки, натуральные объекты, предметы быта, серии сюжетных картин, отдельные сюжетные и предметные картины, фотографии, иллюстрации и рисунки.) Обучение связной речи строиться в основных направлениях:

  • Работа над смысловой организацией рассказа,
  • Анализ содержания. Времени действия,
  • Свойств объектов и предметов,
  • Целей действий каждого персонажа,
  • Причинно-следственных связей между объектами и явлениями пр.

   Мы проводим фронтально-групповое занятия по принципам, сформулированным Ткаченко Т.А.

Девять принципов:

  1. Обеспечение усиленной мотивации при составлении детьми самостоятельных рассказов (например, не просто выступить перед товарищами, а помочь педагогу написать объявление о пропавшем попугае, составить письмо о зиме для африканской девочки, объяснить инопланетянину, чем дикие животные отличаются от домашних, и пр.)
  2. Учет огромной роли эмоций в регуляции самостоятельной речевой деятельности ребенка – дошкольника. (Реализация этого принципа предполагает использование текстов и картин с интересными, занимательными сюжетами, создание эмоционально-значимых ситуаций: ряженье, получение писем и посылок от Незнайки, приход героев любимых сказок, появление кукол БИБАБО, получение призов за лучший рассказ и пр.)
  3. Отказ от жестко регламентированных, переход к более демократичным формам обучения (например,  посадка не только не только за столами, ответы без поднятой руки, поощрение инициативных высказываний, свободного общения между детьми и пр.).
  4. Использование символических изображений обеспечивающих зрительный план развернутых высказываний и, кроме того способствующих повышению умственного возраста детей (опорные сигналы, пиктограммы, предметы – заменители и пр.)
  5. Обеспечение в занятии разнообразной двигательной разрядки, способствующей усилению мыслительной и речевой активности детей (пластические этюды, физминутки для развития пальцевой моторики, динамические паузы и пр.)
  6. Привлечение технических средств обучения (магнитофон, видеомагнитофон, кинокамера, фотоаппарат и пр.).
  7. Обеспечение наглядного материала (размер, эстетичность, яркость, современность, нравственный уровень).
  8. Воспитание у детей элементарных навыков публичного выступления (спокойно стоять перед слушателями, говорить громко, акцентировано, убедительно, при описании деталей не упускать нить повествования и пр.).
  9. Привлечение детей к аргументированной оценке рассказов товарищей и своих собственных. (Например: «Рассказал выразительно, громко, по порядку, полно, без остановок, следил за звуками» и пр.)

    Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как она выступает в виде  средства получения знаний и средства контроля над этими знаниями.

 

Литература

  1. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты. Книга для воспитателей детского  сада / О.С. Ушакова, А.Г. Агрушонова, А.И. Максаков, Е.М. Юртайкина; Под ред. О.С. Ушаковой.-  М.: Изд-во «Совершенство», 1999.
  2. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: Учеб. Пособие / В.К. Воробьева.- М.: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.
  3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов.- м.: Просвещение, 1981.
  4. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. Для логопеда /Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1999.
  5. Ткаченко Т.А. Календарный план логопедических занятий по коррекции общего недоразвития речи у детей. Старшая группа. – М.: Книголюб, 2006.
  6. Политова И.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: Пособие для мучителя.- М.: Просвещение, 1984.

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Елена (11.09.2023)
Просмотров: 103 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz