Сайт учителя-логопеда

МКДОУ № 6 г. Миньяра 

Башиной Елены Борисовны

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [29]
Консультации [0]
Все для родителей [210]
Все для родителей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 10
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Мастер–класс для родителей в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме «Развитие связной речи у детей с ТНР

Цель: Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству через совместное решение задач речевого развития детей.

Задачи:

Раскрыть значения устной речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

Расширить представление родителей о речевом развитии детей 5-7 лет.

Познакомить родителей с речевыми играми для их использования в домашних условиях.

Ход.

Уважаемые родители!

На занятиях и в повседневной жизни мы учим детей содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

Развитие связной речи имеет большое значение для формирования личности ребенка, его социализации, во многом определяет успешность на начальном этапе обучения в школе.

Как показывают многолетние наблюдения (результаты диагностик и мониторингов), развитие именно связной речи, вызывает у детей с ТНР особую сложность. Ведь не секрет, что для успешного обучения в школе у выпускников ДОУ, должны быть сформированы умения связно и самостоятельно высказывать свои мысли, составлять рассказы, пересказывать тексы и т.д. Что при наличии у них тяжелых речевых диагнозов затрудняется…

Существует несколько видов рассказов по развитию связной речи.

  • составление рассказа по серии предметных картинок;
  • составление рассказа по сюжетной картинке с опорой на план (схему);
  • составление рассказа по серии сюжетных картинок с предварительным расположением последовательности;
  • составление описательного рассказа;
  • составление творческого рассказа.
  • рассказ значительно сложнее пересказа готового текста, но, несомненно, базируется на овладении навыками пересказа. При составлении различных по сложности рассказов усиливается роль и значение самостоятельного оформления сюжета и подбора лексики, синтаксических конструкций, выразительных средств языка, т.к. отсутствуют готовые авторские формы. рассказов требует более высокого уровня интеллектуального и речевого развития, т.е. сформированности лексико-грамматического строя, более интенсивной познавательной деятельности, совершенствования всех познавательных процессов, а, следовательно, усиленной и углубленной предварительной работы, подготавливающей речевую и интеллектуальную базу для составления рассказов. Для этого мы проводим такие виды работ по лексической теме недели:
  • чтение стихов, разучивание песенок, придумывания загадок описательного характера данных предметов.

 

Факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

1. Один из таких факторов - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки и производимые с ними действия.

2. В качестве второго вспомогательного фактора является план высказывания (схема), где есть все конкретные элементы высказывания. Важно также, что каждое звено высказывания последовательно сменяется другим.

 Представляю Вашему вниманию различные планы – схемы, которые мы используем в работе с детьми по обучению детей составлению описательных рассказов по разным лексическим темам.

Лист бумаги разделен на 6-8 квадратов (по количеству характерных признаков предметов либо времен года).

Показ наглядного материала (схемы для описания времен года, овощей и фруктов, диких и домашних животных, одежды, посуды, птиц, профессий, игрушек и т. д.) и рассказ о принципе составления и использования рекомендуемых схем.

Примерная структура описательного рассказа:

 - название предмета или явления, описываемого в рассказе;

- характерные признаки предмета или явления (внешние и внутренние);

- назначение предмета или явления и как с ним взаимодействовать;

- какую пользу приносит;

- отношение к данному предмету или явлению.

 

Структура плана, вытекающая из структуры рассказа:

 

1. Кто это или что это?

2. Внешний вид (форма, цвет, размер, материал….).

3. Характерные признаки предмета или явления.

4. Назначение (где используется, какую приносит пользу…).

5. Отношение к описываемому предмету или явлению.

 

Мы предлагаем послушать, как Ваши дети составляют рассказы о предметах, используя данные схемы – планы.

 

Сейчас Вы сами попробуете выполнить аналогичные задания. Я предлагаю Вам выбрать картинку. (Родители выбирают картинки и составляют описательный рассказ по схеме – плану, предложенной воспитателем).

 

Закрепить с детьми полученные ими навыки в детском саду по составлению описательных рассказов вы можете дома, по дороге домой, в детский сад, используя уже не сами схемы, а игры, основанные на них.

 

Таким образом, благодаря совместной нашей с Вами деятельности, у детей совершенствуется связная речь, постепенно они описывают предметы без помощи наглядных опор.

Желаю успехов Вам и Вашим детям!

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Елена (08.10.2023)
Просмотров: 121 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz