Что должен уметь выпускник логопедической группы
1. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
- Ребенок должен чисто произносить все звуки, согласно нормам русского языка;
- владеть навыком самоконтроля за своим звукопроизношением.
2. СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВ
- Будущий школьник должен свободно произносить трёх-, четырёх-, пяти-и шестисложные слова со сложной звуко-слоговой структурой (например, «динозавр», «градусник», «перекрёсток», «температура» и т.п.);
- а также справляться с предложениями, содержащими подобные слова (например, «Водопроводчик чинит водопровод», «Волосы подстригают в парикмахерской», «Регулировщик регулирует уличное движение»).
3. НАВЫКИ ЗВУКОВОГО И СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА, АНАЛИЗА ПРЕДЛОЖЕНИЙ
- Ребёнок должен уметь подбирать слова на заданный звук (например, слова, начинающиеся на мягкий звук «Р’»: рябина, речной, рюкзак, ремень, резать и т.д. или слова, заканчивающиеся на твёрдый «К»: люк, мак, пиджак, гамак и т.д.).
- Уметь различать гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие, глухие и звонкие, а также выделять их из слова.
- Уметь проводить полный звуковой анализ слов типа: трава, слива, маска, миска. План анализа: называется звук, определяется гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий.
- Иметь представление, что звуки Ц, Ш, Ж- всегда твёрдые, а Ч, Щ, Й — всегда мягкие; буквы Ь,Ъ не обозначают звуков.
- Уметь определять количество слогов в словах, знать правило – «сколько гласных в слове, столько и слогов».
- Уметь анализировать предложения без предлогов, и с простыми предлогами (по, из, в, на и т.п.).
- Определять, какое первое слово, второе и т.д.
- Знать правило написания предложений: «Первое слово пишется с большой буквы, слова пишутся отдельно, в конце предложения ставится точка».
- Уметь составлять графические схемы предложений.
4. ГРАМОТА
- Уметь «печатать» (т.е. писать печатными буквами) и читать слоги, слова, простые предложения.
- Уметь выкладывать буквы из палочек, бусин, лепить из пластилина, «рисовать» в воздухе.
- Уметь разгадывать ребусы, решать детские кроссворды.
- Различать правильно и неправильно напечатанные буквы, «допечатывать» незаконченные буквы.
5. СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
-
- Активный словарь ребёнка должен быть наполнен существительными, глаголами, прилагательными, наречиями в рамках изученных в течение учебного года тем (например, «Фрукты», «Зимующие птицы» и т.п.).
- Будущий первоклассник должен легко находить слова для обозначения предметов, действий и признаков в нужном контексте.
- Должен знать и уметь пользоваться обобщающими понятиями (например, «мебель», «транспорт», «овощи», «дикие животные», «обувь» и т.п.)
- Уметь называть части различных живых существ, неживых предметов.
- Уметь подбирать антонимы, т.е. слова с противоположным значением (например, «высокий – низкий», «узкий – широкий», «холодный – горячий» и т.п.).
- Знать прилагательные, образованные от названий геометрических фигур (например, «овальный», «треугольный» и т.д.).
- Понимать переносное значение слов (например, «ласковый ветер», «кусачий мороз», «плачет дождик» и т.п.)
6. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
- Уметь образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе (например, «дерево – деревья», «карандаш — карандаши», «окно – окна» и т.п.).
- Уметь согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе (например, «кислая клюква», «ароматное яблоко» и т.п.).
- Уметь образовывать и практически употреблять глаголы в единственном и множественном числе (например, «сеет – сеют»).
- Уметь согласовывать числительные с существительными и прилагательными (например, «два жёлтых цыплёнка – пять жёлтых цыплят»).
- Уметь образовывать и использовать в речи притяжательные прилагательные (например, «лисий хвост», «щучья голова», «лошадиные копыта»).
- Уметь образовывать и использовать в речи относительные прилагательные (например, «ситцевое», «вишнёвый», «металлический»).
- Уметь использовать в речи простые и сложные предлоги.
- Уметь образовывать и употреблять в речи глаголы с различными приставками (приехал, заехал, объехал, выехал, уехал, отъехал, подъехал, наехал, переехал и т.д.)
7. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
- Уметь активно участвовать в диалоге со сверстниками и взрослыми, пользоваться полными фразами для высказываний – вопросов, ответов, реплик.
- Владеть навыком связной речи при составлении рассказов-описаний, загадок-описаний, рассказов по серии картинок, творческих рассказов, рассказов из личного опыта.
- Обладать навыком полного и краткого пересказа.
- Уметь использовать распространённые, сложносочинённые (например, «Наступила золотая осень, и перелётные птицы полетели в тёплые края») и сложноподчинённые предложения (например, «Листья на деревьях стали желтеть, краснеть и опадать, потому что наступила золотая осень»).
8. ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ
- Знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон;
- Название своего города, страны, президента.
- Знать названия самых распространенных растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты – от ягод и овощей;
- Ориентироваться во времени (время суток, времена года, их последовательность, месяцы, дни недели)
- Иметь представления о природных и погодных явлениях;
- Знать цвета, геометрические фигуры.
|