Родителям рекомендуется:
- рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением домашних животных и их детенышей, картинки на тему «Скотный двор»;
- вспомнить названия домашних животных и их детенышей, их внешний вид, повадки, где они живут, как за ними ухаживает человек, какую пользу они приносят, почему называются домашними;
- рассказать о профессии пастуха, скотника.
1. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.
Кошка – кошки – кошек (собака, корова, лошадь, свинья, овца, коза).
2. «Назови ласково». Лошадь – лошадка Баран - … Свинья - .. Корова - ..
Овца - … Коза - … Кошка - … Собака - ….
Котенок - … Поросенок - … Ягненок - … Козленок - …
3. «Счет животных и их детенышей».
Котенок – один котенок, два котенка, … Щенок - … Теленок - … Жеребенок - …
Один ягненок – два ягненка – пять ягнят и т.д.
4. Назови детеныша:
У кошки – котенок У собаки - … У коровы - …У лошади - …У козы - … У овцы - … У свиньи –
5. «Назови семью». Упражнение в словообразовании.
Папа – кот, мама – кошка, детеныш – котенок, детеныши – котята и т.д.
6. «Кто лишний и почему?». Классификация предметов.
Коза, собака, белка, корова; теленок, жеребенок, ягненок, свинья.
7. «Кто где живет?». Употребление предложного падежа ИС.
Лошадь живет (где?) – в конюшне; корова – в хлеву; собака – в будке; свинья – в свинарнике; овца – в овчарне.
8. «Чей хвост? Чья лапа? Чье ухо? Чьи глаза?». Образование притяжательных прилагательных.
У собаки хвост – собачий, лапа – собачья, ухо - собачье, глаза – собачьи и т.д. по остальным животным.
9. «Подбери признак». Согласование ИС с ИП.
Кошка (какая?) – пушистая, ласковая, красивая, игривая и т.д.
Пес (какой?) - …, щенята (какие?) - … .
10. «Маленький, большой, еще больше». Образование слов с суффиксами ик, ищ.
Котик – кот – котище Ротик – рот – ротище
Носик – нос – носище Лобик – лоб – лбище
Хвостик – хвост – хвостище Усики – усы – усищи
Глазки – глаза – глазищи
11. Упражнение «Отгадай животное» - назвать слова, которые запомнили.
- большая, лохматая, гладкошёрстная, злая, вислоухая…..(собака)
- спокойная, большая. Ласковая, грустная. Рогатая. Бодливая….(корова).
- сильный, резвый, быстроногий, выносливый, стройный, гривастый… (конь).
- толстая, неповоротливая, жирная, грязная, ленивая, неприхотливая… (свинья).
- кудрявая, спокойная, глупая… (овца).
12. Скажи, кто как кричит:
Кошка – мяу-мяу Собака - … Корова - … Свинья - …
Лошадь - … Коза - … Баран - …
Измени слова «Один – много»
Кошка – кошек Овца - … Баран - … Лошадь - …
Козел - … Котенок - … Щенок - … Теленок - …
13. Скажи, какую пользу животные приносят человеку:
Лошадь – возит грузы Собака - … Кошка - …Корова - .. Овца - .. Свинья - …
14. Ответь на вопрос «Что делают?»:
Кошка – мяукает Собака - .. Корова - … Лошадь - … Свинья - … Коза - …. Баран - ….
15. Скажи, кто что ест:
Корова – траву Лошадь - … Коза - … Собака - … Свинья - …
16. Упражнение «Кто как ест?»: корова – жует, собака – грызет, кошка – лакает, …
17. Упражнение «Подбери действие»
Конь – скачет, везет, гарцует…
Кошка – лакает, мяукает, царапается, мурлычет, ласкается, облизывается…
Собака – сторожит, лает, кусает, охраняет, бросается, ласкается, воет, бегает, …
18. Развитие связной речи:
Составь рассказ «Собака» или «Корова» по плану: какого цвета животное, назови части тела, жилище животного, чем оно питается, назови большое животное и его детенышей, какую пользу приносит человеку
19. Составить описательный рассказ про домашнее животное (по выбору), по плану:
Кто это? Домашнее или дикое животное?
Где живет? Внешний вид (части тела; размер, окраска, шерсть).
Чем питается?
Как называют детенышей?
Какую пользу приносит? |