Зачастую многие родители думают, что умение ребенка к 6-7 годам читать, писать, считать – это и есть готовность ребенка к школьному обучению.
К сожалению это не так. Существует такое понятие как психологическая готовность к школьному обучению и это гораздо важнее всех выше перечисленных умений. Как же определить, готов ли ребенок к школе?
Первым критерием оценки готовности ребенка к школе является общее состояние его здоровья.
Часто болеющие дети придя в школу к сожалению не оставляют свои болезни за порогом. Пропуски в школе неизбежно приведут к отставанию ребенка от программы и, как результат – к школьной неуспеваемости.
Второе, на что родители должны обращать внимание, - это состояние общей и мелкой моторики ребенка. Обратите внимание на то, как он прыгает, ходит, бегает? Как двигаются его пальчики, руки: умеет ли завязывать и развязывать шнурки, свободно ли застегивает и расстегивает различные застежки, пуговицы, насколько согласованны движения конечностей при различных движениях.
Третье – это такое понятие как произвольность. Умение ребенка заставить себя делать не то, что ему хочется, а то, что от него требуют.
Четвертое – умственное развитие ребенка. Под умственным развитием ребенка подразумевается уровень развития его познавательных процессов: внимания (объем, концентрация, переключаемость), память (объем, вид), восприятие, мышление (умение ребенка решать различные логические задачки, словесные задачки с подтекстом, со скрытым смыслом, поиск аналогий, нахождение четвертого лишнего), развитие речи.
Любые нарушения звукопроизношения и фонематического восприятия (способности на слух различать близкие по звучанию звуки) оказывают негативное воздействие на умственное развитие ребенка, а также на его эмоционально – волевую сферу и формирование личности. До поступления в школу следует обратить внимание на развитие словарного запаса, лексико – грамматических категорий и связной речи ребенка. Он должен правильно использовать лексико - грамматические категории : образование уменьшительно – ласкательных существительных с разными суффиксами, образование относительных и притяжательных прилагательных, образован е существительных единственного и множественного числа, словообразование глаголов, правильное употребление существительных, прилагательных во всех падежах единственного и множественного числа, умение использовать предлоги, правильно согласовывать существительные с прилагательными и числительными и т.д.
Пятое – уровень развития пространственных представлений. Знание лево – право, ориентировка в пространстве и на тетрадном листе бумаги (работа по словесной инструкции «две клеточки вверх», «три клеточки вправо»…).
Шестое – умение общаться со сверстниками и взрослыми, контролировать свое поведение.
Седьмое – познавательная активность ребенка. Интересуется ли ребенок чем – то новым, задает ли вопросы, нравятся ли ему интеллектуальные задачки, как относится к книгам, новым играм.
Все эти семь критериев определяют психологическую готовность ребенка к школьному обучению.
|