Сайт учителя-логопеда

МКДОУ № 6 г. Миньяра 

Башиной Елены Борисовны

Меню сайта
Категории раздела
Домашние задания по лексическим темам [35]
Артикуляционная гимнастика [27]
Игры и упражнения для развития речевого дыхания [30]
Упражнения по развитию мелкой моторики [34]
Картотека для автоматизации звуков [22]
Картотека для дифференциации звуков [20]
Консультации для родителей [33]
Рекомендации для родителей [7]
Игры [2]
Все для родителей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 10
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Все для родителей » Консультации для родителей

Консультация для родителей

Что такое фонематический слух?

Многие люди представляют работу логопеда только как исправление неправильного звукопроизношения у детей-дошкольников.

Но это не совсем так.

Логопедия охватывает все аспекты речевой деятельности человека: правильное произношение звуков, правильное грамматическое построение фраз, умение связно, образно излагать свой рассказ и грамотно пользоваться письменной речью. Письменная речь – это отражение устной речи, и все недостатки её, как в зеркале, проявляются и при письме.

Кроме логопедов, которые работают с дошкольниками, есть школьные логопеды. Они помогают детям преодолевать такие проблемы, как дисграфия и дислексия.

Дисграфия - это неспособность ребёнка овладеть грамотным письмом.

Дислексия – это неспособность овладеть навыками чтения.

Одной из причин появления подобных трудностей при школьном обучении может стать недоразвитие фонематического слуха.

Что такое фонематический слух? Это способность человека различать в потоке речи различные фонемы (звуки, из которых складываются произносимые нами слова. А их значительно больше, чем букв. Чем тоньше ухо воспринимает различные их сочетания (слова, тем быстрее и легче ребёнок овладевает правильным звукопроизношением, а затем чтением и письмом. Созревание зон в коре головного мозга, ответственных за фонематическое восприятие, обычно завершается к 5-7 годам. В этом возрасте ребёнок начинает проявлять активный интерес к словам, буквам, играм со звуками и желание научиться читать. Многие дети самостоятельно начинают овладевать навыками звуко-буквенного анализа слова, придумывая слова на определённый звук, называя первый и последний звуки в слове, делают попытки что-то писать.

Определить уровень развития фонематического слуха можно, предложив ребёнку поиграть в следующие игры: «Магнитофон», «Знайка», «Внимательные ушки». Во время игры ребёнок не должен видеть вашей артикуляции, т. е. ваших губ, когда вы произносите слоги. Приоткройте нижнюю часть лица листом бумаги.

ИГРА 1 «Магнитофон»

Предложите внимательно прослушать и чётко повторить за вами ряд слогов.

Та-да-та, дя-да-тя; пы-бы-пы, ба-па-ба; са-ца-ца, ца-са-тя; ча-тя-ша, ща-ча-ца.

ИГРА 2 «Знайка»

Предложите прослушать и назвать по очереди все звуки в словах УХО, МАК. Слова проговаривайте тихо, но чётко и медленно.

Предложите сравнить слова: КОТ – КИТ, ДОМ – ТОМ, БАБКА – ПАПКА.

Спросите, какими звуками они отличаются?

ИГРА 3 «Внимательные ушки»

Предложите прослушать слова и хлопать в ладоши в тот момент, когда ребёнок услышит слова, например, на звук Ц.

Цветок, свет, темнота, цифры, щётка, шёпот, цыплёнок, цапля, сабля, шапка, тяпка.

Если ваш ребёнок воспроизвёл все слоги правильно, если сумел вычленить звуки из заданных слов, если услышал и назвал, какими фонемами различаются слова в игре 2, то у него в полном объёме сформировалось фонематическое восприятие.

 

«ФОНЕТИЧЕСКИЙ СЛУХ – ОСНОВА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ»

 

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать. Анализировать и дифференцировать фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Маленький ребёнок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш не замечает. Что он неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений – научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребёнок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.

 

Игры на развитие слухового внимания

«Отгадай, что звучит»

Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звенит в колокольчик и предлагает ребёнку отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы малыш мог их угадать, сидя спиной к взрослому (если нет ширмы).

 

«Угадай, что делать»

Ребёнку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребёнок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо, держит руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубном рекомендуется не более четырёх раз.

 

«Где позвонили?»

Ребёнок закрывает глаза, а взрослый тихо встаёт слева, справа, позади малыша и звонит в колокольчик. Ребёнок должен повернуться в ту сторону, от куда слышен звук, и, не открывая глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребёнок ошибся. То отгадывает ещё раз. Игру повторяют 4 – 5 раз.

 

«Угадай, кто сказал?»

Ребёнка предварительно знакомят со сказкой «Три медведя». Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутки, или Настасьи Петровне, или Михайле Ивановичу. Ребёнок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывание персонажей, имеющуюся в сказке.

Категория: Консультации для родителей | Добавил: Елена (27.01.2019)
Просмотров: 219 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz