Сайт учителя-логопеда

МКДОУ № 6 г. Миньяра 

Башиной Елены Борисовны

Меню сайта
Категории раздела
Домашние задания по лексическим темам [35]
Артикуляционная гимнастика [27]
Игры и упражнения для развития речевого дыхания [30]
Упражнения по развитию мелкой моторики [34]
Картотека для автоматизации звуков [22]
Картотека для дифференциации звуков [20]
Консультации для родителей [33]
Рекомендации для родителей [7]
Игры [2]
Все для родителей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 10
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Все для родителей » Консультации для родителей

Консультация для родителей
  • звукопроизношения – дело не простое. Требуется качественно проведенная подготовительная работа, которая занимает довольно длительное время: (сформировать артикуляционную базу звуков, осуществлять развитие речевого дыхания и голоса, вести систематическую работу по развитию фонематического восприятия, совершенствовать ручную умелость, развивая тонкие движения пальцев рук.) После того как звук поставлен, наступает этап его автоматизации – самый сложный и длительный этап коррекционной работы. Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться. Автоматизировать звук – значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Автоматизация звука требует активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционного уклада.
  • поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности: автоматизация звука в слогах; автоматизация звука в словах; автоматизация звука в предложениях; автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах; автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах; автоматизация звука в разговорной речи (Л.С.Волкова, Т.В.Волосовец, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина и др.) Прежде всего звук вводится в слоги. Слог – более простая единица по сравнению со словом. Слоги лишены смысла, и у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию. С другой стороны, именно то, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания, эта работа является наиболее сложной. Перед логопедами-практиками всегда стоит задача создания и внедрения в практику разнообразных упражнений для автоматизации произнесения звука в слогах. При автоматизации звука в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными а, ы, о, у сначала в прямые слоги: са, сы, со, су, затем в обратные: ас, ыс, ос, ус, далее в слоги, где звук находится между гласными: аса, асы, асо, асу, ыса, ысы, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): ста, спа, сма, сны, ско, сфу и т.п. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. У него теряется интерес к непосредственно образовательной деятельности, пропадает желание посещать кабинет учителя – логопеда. А между тем активное участие самих детей в коррекционном процессе и всесторонняя поддержка и помощь родителей – залог успеха в работе. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения. Это позволяет решить сразу несколько задач: пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения; повысить познавательную активность и работоспособность детей; активизировать процессы восприятия, внимания, памяти (О.В. Шичанина). звука в слогах проводят в форме игровых упражнений, игр.
  • : пальчиковая игра: «Здравствуй, пальчик!» Большой палец поочередно здоровается (касается подушечкой) с остальными, при этом ребенок каждый раз произносит одинаковые или различные приветствия: слоги: са, сы, со, су или др.
  • «Поиграй на пианино» (способствует быстрейшей автоматизации звука в слогах). Ребенок молча, поочередно ударяет пальцами по столу (от большого пальца до мизинца и наоборот). Затем он проделывает то же, сочетав каждый удар с произношением какого-то одного слога. Первоначальный темп выполнения медленный, постепенно он убыстряется. Далее удар каждого пальца сочетается с произнесением разных слогов.

Дидактическая игра; «Собери цветы».

Цели: закрепить понятия звук и буква. Повысить интерес детей на этапе автоматизации. Упражнять в правильном произношении звука [Ш], ([Ж]) в начале слов; развивать речь, фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память, мышление, умение ориентироваться, мелкую моторику пальцев рук; обогащать словарный запас.

  • изображения лепестков цветов с предметными картинками, в названия которых есть звуки [Ш], ([Ж]), круги с буквами Ш,Ж. Игра «Закончи слово». Учитель-логопед заранее подбирает и раскладывает 6-8 карточек, названия которых заканчивается слогами: са, сы, со, су. Он произносит начало слова, а ребенок договаривает последний слог и берет картинку себе. Если он ошибается, картинку забирает логопед. Примерные картинки для игры: ли-са, ве-сы, ко-са, ча-сы, о-са, бу-сы, коле-со, колба-са и др.

«Загадки».

Для этой игры вам потребуются: 6-7 картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, ребенок должен догадаться о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз. А теперь предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные ошибки наверняка повысят интерес малыша к игре.

«Чего не стало?»

Можете использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время уберите одну или две картинки. Ребенок, открыв глаза, должен сказать чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями.

«Что изменилось?»

Это один из вариантов предыдущей игры. Вы можете менять картинки местами, убирать их, переворачивать картинки обратной стороной, добавлять новые.

Ребенок должен рассказать обо всех изменениях.

Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове – в начале, середине, конце – подбирают по 20-30 картинок. Принцип их подбора соответствует принципу подбора слогов, т.е. берутся картинки, в названия которых входят в той же последовательности отработанные слоги (прямые, обратные, со стечением согласных).

  • Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги. Вначале звук автоматизируется в словах, простых по фонетическому составу и не содержащих нарушенных звуков, затем в словах со стечением согласных. Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке. Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком, «расшифровка» перепутанных слов). Не следует ограничиваться только тренировкой звуков в слогах и словах. Нужно вводить упражнения, направленные на активизацию мыслительной деятельности детей что лишнее; «Назови иначе»; «Назови одним словом» и др.). Эффективности процесса автоматизации способствует работа над сложными формами звукового анализа и синтеза, деятельность по формированию умения выделять звук в слове, определять его место по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Умение четко и быстро определять звуковую структуру слова является необходимым условием правильного и быстрого протекания этапа автоматизации. Наряду с развитием фонетико-фонематической стороны речи на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи. Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов. Желательно, чтобы в каждом слове, входящем в предложение, был автоматизируемый звук и отсутствовали неправильно произносимые ребенком звуки. Сначала учитель-логопед придумывает предложение, а ребенок повторяет его. Затем ребенок диктует предложение, а взрослый записывает его в тетради под картинкой. Например, со словами сани, Соня, сова составляются следующие предложения: Саня сломал свои сани. Соня сама ест суп. Сова сидит на сухом суку. Далее по наводящим вопросам ребенок сам придумывает предложение к картинке. Так, по картинке «Сад» можно спросить. «Где стоит скамейка?» Ребенок отвечает: «Скамейка стоит в саду». Постепенно дети овладевают умениями придумывать предложения с заданными словами, следить, чтобы в них входило больше слов с нужным звуком.

Для автоматизации звука в потешках, чистоговорках, стихотворениях учитель-логопед подбирает соответствующий материал. Иногда он вместе с ребенком сам придумывает чистоговорки. Например «Са-са-са - у Сони длинная коса» говорит. Потом только называет слоги ( са - са- са), а ребенок в рифму придумывает свое предложение («Под сосной сидит лиса»).

Вся эта работа способствует развитию у детей чувства языка, а также памяти, мышления.

Этапом автоматизации звука можно считать законченным лишь тогда, когда ребенок овладевает навыком правильного произнесения "нового" звука в обычной разговорной речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Консультации для родителей | Добавил: Елена (27.01.2019)
Просмотров: 264 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz