Консультация для родителей:
«Учим ребёнка говорить чисто: постановка звуков [Р] и [Л]»
Уважаемые родители!
Сегодня мы поговорим о важном этапе в развитии речи вашего ребёнка — постановке
звуков [Р] и [Л]. Эти звуки считаются одними из самых сложных для произношения, и
многие дети сталкиваются с трудностями на этом пути. Но не стоит паниковать! С вашей
помощью и небольшими усилиями ваш малыш обязательно научится говорить чисто и
красиво.
Почему важно научиться говорить правильно?
Правильное произношение звуков влияет на:
• Понимание речи: Чистая речь облегчает общение и понимание окружающих.
• Успешность в учебе: Правильное произношение важно для чтения и письма.
• Самооценка: чистая речь придает уверенность в себе и своих силах.
• Социальную адаптацию: хорошо говорящий ребенок легче находит общий язык
со сверстниками.
В каком возрасте пора беспокоиться?
В норме звук [Л] должен появиться в речи ребёнка к 5 годам, а звук [Р] — к 5–6
годам. Если ваш ребёнок старше этого возраста и до сих пор испытывает трудности с
этими звуками, стоит обратиться к логопеду.
Причины неправильного произношения:
• Недостаточная развитость артикуляционной моторики: слабые мышцы языка и
губ.
• Нарушения фонематического слуха: ребенок не различает на слух правильные и
неправильные звуки.
• Неправильный прикус или строение зубов: механические препятствия для
правильной артикуляции.
• Привычка неправильно произносить слова: сформировавшаяся неправильная
модель произношения.
Что можете сделать вы? (Упражнения для дома)
Важно: занимайтесь регулярно, но не переутомляйте ребёнка. 10–15 минут в день
будет достаточно. Превратите занятия в игру!Артикуляционная гимнастика (разминка для язычка):
• «Лопатка»: широко высунуть язык и расслабить его, положив на нижнюю
губу. (Повторить 5-7 раз)
• «Часики»: рот открыт, кончик языка поочередно тянется к правому и левому
уголкам рта. (Повторить 5-7 раз)
• “Качели”: рот открыт, кончик языка тянется к верхним и нижним
зубам. (Повторить 5-7 раз)
• «Лошадка»: пощелкайте языком, как цокает копытами лошадка. (Повторите 10–15
раз)
Для звука [Л]:
• “Вкусное варенье”: широким кончиком языка облизать верхнюю губу сверху
вниз.
• Произношение слогов: ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ, АЛ, ОЛ, УЛ, ЫЛ, ЭЛ.
• Чтение и повторение слов: лампа, лодка, лимон, лук, пол, стул, стол и т.д.
• Составление предложений: «У меня есть лампа», «Лодка плывёт по реке» и т. д.
Для звука [Р]:
• “Барабанщики”: постукивать кончиком языка за верхними зубами, произнося “Д-
Д-Д”. (Картинка 10: Ребенок показывает “Барабанщиков”)
• «Моторчик»: старайтесь долго произносить «Р-Р-Р», чтобы кончик языка
вибрировал.
• Произношение слогов: РА, РО, РУ, РЫ, РЭ, АР, ОР, УР, ЫР, ЭР.
• Чтение и повторение слов: рак, роза, ручка, рыба, трава, топор, город и т.д.
• Придумывание предложений: «У меня есть ручка», «Роза растёт в саду» и т. д.
Важные моменты:
• Регулярность: Занимайтесь каждый день, даже понемногу.
• Позитивный настрой: создавайте игровую и радостную атмосферу на занятиях.
• Хвалите за старания: поддерживайте ребенка и отмечайте его успехи.
• Будьте терпеливы: не требуйте мгновенных результатов, дайте ребенку время
освоить новые навыки.
• Обращайтесь к логопеду: если у вас есть вопросы или опасения, не стесняйтесь
обращаться к специалисту.
Помните, что правильная речь — залог уверенности и успеха вашего ребёнка в
будущем! Удачи вам и вашему малышу! |